Сонгкран. Мокрое делоПо всему Таиланду с шумом, гамом и потоками воды прокатился очередной Сонгкран – традиционный тайский Новый год, который наступил 7 апреля, но отмечался больше недели. Причем для каждой из провинций страны отведены свои дни для празднования: Бангкок, например, обливался с 9 по 15 число, Пхукет – с 10 по 13, а Паттайя – с 18-го по 20 апреля. С другой стороны, и в прочие дни на улицах городов можно было увидеть лихие пикапы, груженны бочками с водой и веселыми людьми, орошающими все вокруг литрами Н2О, килограммами талька и не поддающимся исчислению количеством хорошего настроения. Или не очень хорошего – в случае, если вас окатили в аккурат перед важной деловой встречей. Или того хуже, если вода отправила в мир иной ваш сотовый. Впрочем, чего вы хотели, ведь это Сонгкран – самый любимый праздник в Таиланде. И он же – самая распространенная в стране причина гибели мобильных телефонов.

История вопроса

В средневековье в тайских государствах праздновался лишь один Новый год, который был официально признан буддистской религией. Поэтому, несмотря на все влияние Запада, до наших дней дошло именно празднование начала года по буддистскому календарю. Само название праздника «Сонгкран» означает «прошествие», «завершение».
Для крестьян (а Таиланд до конца двадцатого века был аграрной страной, где 70% населения были заняты в сельском хозяйстве) Сонгкран связан также со сменой времен года – в это время вместо холодного сезона приходит жаркий. Именно в апреле и мае северо-восточные муссонные ветры перестают нести прохладу, наступает безветрие, тропическое солнце прогревает воздух до годового температурного максимума. Это межсезонье, когда урожай риса на полях ужепочти весь собран, а время сеять новый рис еще не пришло. Исторически апрель – время, когда крестьянин мог отвлечься от повседневного возделывания полей и отдохнуть вместе со своими односельчанами и родственниками.

Сонгкран. Мокрое делоМежсезонье было временем, когда местные жители посещали святые места, осуществляли подношения монахам,
проводили церемонии, позволяющие улучшить карму, такие, как выпуск на волю птиц и рыб. Последняя традиция уходит корнями глубоко в историю культуры Таиланда. Главный рисоводческий район страны – это центральная равнина, по которой течет река Чаопрайя и которая усеяна каналами. Именно речной способ передвижения по стране был основным до появления дорог с твердым покрытием и дренажных систем, предотвращающих наводнение. По свидетельствам очевидцев, в период паводка, в период сезона дождей сеть сухопутных дорог использовать было практически невозможно. Да и старожилы Бангкока еще помнят, как в восьмидесятые годы прошлого столетия по улицам столицы было легче плыть, чем проехать на машине, а автосалоны подержанного транспорта исправно пополнялись «утопленницами», которых пытались продать неудачливые владельцы. В речных каналах Таиланда всегда водилось много рыбы. А для жаркого сезона характерным было то, что каналы мелели и засыхали, поэтому
поймать оставшуюся на дне рыбу можно было практически голыми руками. Большая рыба шла на приготовление пищи, а вот маленькую рыбешку принято было ловить и отпускать в реки, спасая таким образом жизнь этих незадачливых созданий. И по сей день у берегов реки, особенно в Бангкоке, можно встретить множество продавцов рыбок в дни празднования Сонгкрана. В дни празднования Нового года каждому предоставляется возможность улучшить свою карму, купив и выпустив на свободу рыбку.

Как вы уже догадались, празднование Сонгкрана вообще тесно связано с водой во всех ее проявлениях. В первые дни
Нового года проводятся обряды омовения статуй Будды как в монастырях, так и в жилищах верующих. Да и вообще принято заняться «генеральной уборкой» и все тщательно очистить водой: тело, жилище и даже душу. Но не думайте, что жители Таиланда ограничиваются лишь очищением своего дома: среднестатистический тайский житель тратит на это, в лучшем случае, утро. А весь остальной день он пытается разделить радость очищения водой со всеми соседями, друзьями и просто прохожими.

Интересно, что в былые времена традиция обливания водой не имела ничего общего с современным буйством и носила характер священного окропления наиболее почитаемых особ: старших в семье, монахов в монастыре, изображений Будды. Ведь в итоге вода после омовения возвращается в землю, что является воплощением надежды крестьян на плодородие в грядущем сезоне. Считается, что ритуал празднования пришел в Таиланд из Индии через Бирму, где совершались обряды «вымаливания» у неба дождя в конце засушливого сезона. Причем празднования сначала прижились в Северном Таиланде и лишь затем распространились на всю страну. Подобно рекам, берущим свое начало с ручейков в горах и превращающихся в полноводные русла на равнине, «водный» праздник начинается на севере Таиланда с первых робких всплесков из маленьких пластиковых бутылочек и постепенно добирается до юга, где в ход пускаются ведра, водные пистолеты/автоматы, шланги и водяные насосы. А ведь раньше в Сонгкран было принято ходить по улицам с чашей и окроплять каждого встречного несколькими каплями воды… Зато пожелание «Савади пи май!» («Счастливого Нового года!») осталось неизменным.

Мочить всех!

Сонгкран. Мокрое делоПревращение тихого семейного праздника в бурное безумие происходит не сразу, ведь празднование Сонгкрана в
любой части Таиланда состоит из нескольких частей. Официальная, «приличная» часть состоит из церемоний подаяния риса монахам и купания Будды, церемоний выпускания птиц и разбрасывания рисовых зерен. Как правило, все они проходят рано утром и заканчиваются около полудня. После этого приходит время неофициальной части – церемонии массового обливания водой. Не секрет, что празднования Сонгкрана, которые гости страны видят на улицах Таиланда в наши дни, скорее, напоминают подготовленные военные действия по обливанию водой. Проверенная временем тактика ведения «войны» проста: вылить на проезжающего или проходящего как можно больше воды. Причем вода может быть изрядно сдобрена красителем, белым или разноцветным тальком. Тальк (как вариант – белая глина) также символизирует очищение и пожелание счастья. Кроме того, в воду часто добавляют лед, который не символизирует ничего. Просто ледяной водой в весенний зной приятнее обливаться и обливать: контраст с окружающей средой, знаете ли, многих бодрит до визга.

В разгар Сонгкрана почти все магазины и рестораны закрываются, ведь вошедшие в азарт часто не щадят ни товар,
ни кассовые аппараты, ни компьютеры. По улицам текут реки серой жижи, мотобайкеров чуть ли не сбивают ведрами выливаемой на них ледяной воды, туристы в панике стараются укрыться от струй «новогодних подарков»… Безучастных лиц в этом действе не остается. Кто-то подключает шланг к собственному водопроводу и поливает все, что движется мимо его дома. Кто-то загружает в свой пикап бочку с водой и еще пару-тройку-десяток друзей, вооруженных детскими водными автоматами и пистолетами. Но наиболее грозное оружие – пластиковый «шприц», сооруженный из обрезка трубы. Улицы заполнены мокрыми до нитки людьми и перемазанным разноцветным тальком транспортом.

Наиболее сладкой жертвой для любого уважающего себя «сонгкрановца» являются два типа персонажей. Во-первых,
это – люди, по недоразумению оказавшиеся в сухой и чистой одежде. «Оба-на! Вот это встреча! А почему это мы такие сухие?..» – самая распространенная реакция, особенно, если тебя к этому времени окатили раз сто и с ног до головы перемазали тальком. Но особый восторг у всех вызывают иностранцы – фаранги, облить водой и «поздравить» пригоршней талька которых стремятся и стар и млад. Еще лучше, если это представительница прекрасного пола: в этом случае старательно мажутся не только лица, но и все выпирающие части тела. В наш «боевой» пикап Nissan с периодичностью раз в час запрыгивали бледнолицые дамы, спасающиеся от новогодних поползновений местной молодежи. «Ладно, лица, мы и не против, но почему каждый норовит грудь пощупать?!» – искренне изумлялись две наивные пышнотелые англичанки в бикини.

Хроники водной войны

Сонгкран. Мокрое делоВеселая вакханалия тем временем распространилась по всему городу. «Фаууу…» – мимо уха пролетает ведро
воды. «Бам-с» – это самое пластиковое ведро врезается в спину мимо ползущего мотобайкера таксиста. Ага, именно так, малолетний фанат обливаний не удержал свой метательный снаряд. Вообще-то у Сонгкрана нет никаких правил
(разве что мощные водяные ружья постоянно обещают запретить), и каждый ведет себя сообразно собственным представлениям о приличиях. Мы, например, старались по возможности не обливать женщин с грудными детьми, совсем мелких ребятишек, продавцов-лоточников с товаром, фоторепортеров мотоциклистов во время движения на высокой скорости. Впрочем, последние два пункта частенько всеми игнорируются, из-за чего в Сонгкран резко увеличивается количество ДТП по всей стране. Да и макашника грех не окатить, если его угораздило отойти на пару метров от своей передвижной точки общепита. Принцип «кто не спрятался – я не виноват» можно вообще считать официальным слоганом праздника.

«Ах вы, сукины дети! Я ж за рулем, а если я грохнулся», – серьезный, не по годам грузный пожилой австралиец чертыхается на группу фарангов, щедро одаривших его водой в пробке. А надо было дома сидеть, зануда!

«Да, давай! Савади пи май! Ааа!» – орава перемазанных, как черти, пацанов подставляет лица под струи воды, летящие из остановившегося пикапа. Но, уже спустя минуту, поймав обороняющихся на перезарядке оружия, атакующие с чувством глубокого удовлетворения умазывают всех тальком «по самое не хочу».

Параллельно кто-то пытается сделать бизнес: продать страждущим воду по ломовой цене – 800 (ну ладно, 500 батов) за бочку. Идите лесом, товарищи бизнесмены! Через 150 метров нам заполнили обе бочки за каких-то 80 батов, да еще льда насыпали.

Из каждого второго авто звучит громкая и ритмичная музыка, заставляющая танцевать. Вокруг бродят один другого
колоритнее персонажи – в париках и масках Усамы Бин Ладена и героев фильмов ужасов. Вот на наш ощетинившийся водными ружьями пикап набрасывается типчик в маске какого-то страшилища. «Демоны! Окружают! – дружно орем
и расстреливаем струями воды налетчика. «Изыди!» – и тот прыжками ретируется под всеобщий хохот. Спустя несколько минут начинаем азартно перестреливаться с «водометчиками» из другого авто. «Эй, да это же тоже наши, русские!» – внезапная догадка на секунду приостанавливает сражение.

«Ребят, зачем мы друг с другом-то воюем? Надо объединяться вместе», – приспускает окно водитель противоборствующей стороны. «А так интереснее!» – следует ответ одновременно со струей воды в лицо «миротворцу».

«Аха-ха!» – раскрашенный, как индеец, трансвестит в цветном парике, кривляющийся на припаркованном у бара
авто, приспускает штаны и под рев толпы поворачивается к улице голым задом. «Охо-хо!» – пробегающая мимо фарангесса всаживает ему из помпового «ружья» очередь воды прямо… ну, вы поняли, в пятую точку.

Около 15 часов градус активности начинает зашкаливать. Виной тому – не только активное солнце, контрастные водные процедуры, но и алкогольные возлияния. Чего греха таить, без них мало кто обходился. «А почему не употребляете?» – интересуется солидный дядечка средних лет, минутой раньше представившийся… сотрудником полиции. «Вот, держите!», – из плетущейся следом машины подносится кружка с виски, льдом и содой. «От нашего стола – вашему!», – в обратном направлении уносится бутылка с колой, щедро приправленная ромом. «О, вери гуд!» – одобрительно показав большой палец, служитель правопорядка приплясывающей походкой уносится вдаль.

Как это ни удивительно для нас, весь процесс происходит доброжелательно, мирно и практически без рукоприкладства. За все время видели только одну… даже не драку, стычку. Несколько юнцов с криком гоняли по пляжу ровесника. Но, не догнав сразу, быстро успокоились и вернулись к своим ведрам и шлангам. Оно и верно: поливать окружающих водицей гораздо интереснее, чем воевать всерьез. В этом празднике, как ни в одном другом, открывается сущность тайского народа – неуемное желание оставаться детьми, веселиться, радоваться жизни и активно делиться этой радостью со всеми окружающими.

«Савади пи май!»

Advertisements
Share This