Лео такой молодой…
Голливуд снял в Таиланде немало фильмов. В 2018 году культовый фильм «Пляж», основное действие которого разворачивалось в Таиланде, достигнет своего совершеннолетия. Вспоминаем и машем.
Это сейчас Леонардо Вильгельм Ди Каприо известен как 43-х летний звездный актер, собравший и Оскар и Золотые глобусы, снимается в очередном кровавом триллере Квентина Тарантино, который выйдет в конце 2019 года вместе с Брэдом Питтом. А еще 20 лет тому назад его плохо воспринимали критики, однозначно загнобив его за провал в фильме «Титаник» и «Пляж».
Действие последнего, по роману-бестселлеру Алекса Гарленда, как раз разворачивалось на территории Таиланда. Напомним сюжет фильма «Пляж». Молодой американец по имени Ричард, устав от американского образа жизни, прилетает в экзотический Таиланд развеяться. В Бангкоке Ричард селится в дешевой гостинице в районе улицы Кхао Сан. Кхао-Сан известен как квази-гетто район Бангкока для иностранных бюджетных туристов.
Ночью какой-то обкуренный тип устраивает там дебош. Буйный сосед заводит с Ричардом беседу о некоем таинственном острове, где, по его словам, находится настоящий рай на Земле, там живут некие совершенно уникальные люди. Ричард слушает эти бредовые истории и сомневается, что мужчина вменяем. Наутро он находит соседа мертвым, тот вскрыл себе вены, весь его номер залит кровью. А под своей дверью Ричард обнаруживает карту, на которой указан таинственный остров. Юноша загорается идеей найти этот райский уголок.
Рай на земле Ричарду удается найти, но он оборачивается в итоге адом не только для его обитателей, но и для всех, кто в этот райский уголок приходит из внешнего мира. Все, кто ранее жил в гармонии на тропическом острове проходят через разочарования и потрясения, и утратив иллюзии навсегда покидают его и возвращаются в обычный мир.
И хотя по сценарию фильма карта, которую сосед Ди Каприо показывает, была нарисована самим писателем романа. На ней абсолютно четко видны очертания островов Самуи, Панган и Ко-Тао, находящихся в Сиамском заливе. Само действие романа и фильма разворачивается в районе островов, лежащих к северу от известного таиландского курорта Самуи, в действительности съемки фильма проходили в центральном Таиланде, в национальном парке Кхао Яй и на островах Андаманского моря – Пхукете и островах Пхи-Пхи. Отказаться от съемок на Ко Тао пришлось так как к 1999 году на острове уже было несколько отелей и постоянных построек.
Через круги ада прошли в итоге не только герои фильма, но и места, где фильм разворачивался, природные локации, которые использовались для естественных декораций фильма. Во время подготовки к съемкам с пляжа Майя Бэй удалят растущие на побережье деревья и высадят на пляже кокосовые пальмы в количестве более 30 деревьев (которые по окончании съемок оттуда исчезнут). Для создания площадки для съемок были выкорчеваны вегетативные растения бухты (Пауковые Лилии, Панданы и пр.). Паромы, подвозившие в бухту строительную технику и кокосовые пальмы, уничтожили находящиеся под водой коралловые рифы. Местное население, ставшее свидетелем уничтожения флоры пляжа, придет в ужас.
Продюсер фильма Эндрю Макдоналд, друг режиссера фильма, Дэнни Бойла, по всей видимости, в далеком июле 1998 года, считал, что нашел идеальную площадку для съемок. Переговоры бангкокской фирмы, нанятой для помощи в подборе локации, с местными властями завершились названной суммой в 4 миллиона батов (около 120 тыс. Американских зеленых) и бумагой из департамента по охране лесов и национальных парков, разрешающей съемки. Однако, не вдаваясь в перевод того, что написано в разрешении, где одним из условий была неприкосновенность природы и ландшафта, Санта Пестон, координатор съемок от столичной таиландской компании, сразу же бросил карты в масть планам продюсера, утверждавшего, что картинка райского баунти без кокосовых пальм невозможна, и начал масштабные приготовления, надеясь на тайский авось, а именно на то, что с властями договориться он сумеет. Не учел он лишь одной детали. Человеческий фактор.
На продюсера фильма и в адрес режиссера еще до начала насилия над природой и до начала съемок, в 1998 году, посыпался шквал петиций, подписанных не только таиландскими, но и американскими природо-защитниками. Но это воротил Голивуда с многомиллионным бюджетом не остановило.
Имиджмейкеры ответили природохранным организациям, что их шум не по адресу. Ведь недавно соседний остров, Пхи Пхи Дон, был исключен из состава Нац-парка и на нем велась серьезная коммерческая застройка.
Сам Макдональд отвечая природо-охранникам писал: “Почему никто не пишет об ущербе, наносимом природе в других частях Таиланда? Наша съемка происходит по разрешению властей, и это ключевой момент. Мы тратим много денег и привлекаем массу экспертов, для того, чтобы все было сделано с необходимой для природы предосторожностью».
Когда Ди Каприо, основная звезда фильма прилетит для съемок в Международный аэропорт Пхукета, за ним будет устроена охота активистов природо-защитников. Его будут преследовать в отелях и на улицах до такой степени, что он отменит все запланированные посещения на острове. Когда после съемок Ди Каприо приехал в отель Cape Panwa Beach Resort, а затем в On On Hotel на Пхукете, его везде будут ждать десятки и сотни тайцев, скандирующих: «Прекратите насиловать наш пляж!».
Впрочем, все закончилось тем, что компания 20th Century Fox получила иск в 2 миллиона долларов, который она успешно отбила, минимизировав сумму. Митингующие вернулись к своей прежней жизни, а залив Майя Бэй стал одним из культовых мест для паломничества туристов. Собственно, туристами этот пляж в сезон бывает забит так, что катерам вновь подходящим приходится ждать, пока от берега отшвартуются лодки, пришедшие туда ранее, чтобы хотя бы встать на якорь и дать возможность туристам сойти на землю заявленного в программе посещения острова.
Бюджет картины «Пляж» составил без малого 50 млн долларов. Кассовые сборы оцениваются в 144 млн. Интересно, что хотя картина, словно заколдованная, была номинирована в массе международных кино-конкурсов и кино-фестивалях, но никаких наград она не получила.
Дело по приведению пляжа Майя Бэй к первоначальному природному состоянию довершило Цунами декабря 2004 года, смывшее часть прибрежной растительности и вновь намыв гору песка, превратившуюся в прибрежные дюны. Но что-то в карме Майя Бэй было уже нарушено пиаром Голливуда. И колесо Сансары продолжило свое вращение, и основными врагами природы стали уже толпы туристов, которые расчетливые компании повезли по местам, где была «звездная поступь».
Пхи-Пхи Лей, второй по величине остров архипелага с 2000 года стал объектом паломничества миллионов туристов. Их везли и привозят сюда катерами, паромами, яхтами и любыми иными плавательными средствами, которые есть в арсенале плавучих транспортных средств не только на Пхукете, но и в соседних провинциях Пханг-Нга, Краби и даже Транг. По итогам опросов остров является вторым по количеству посещаемых его туристов среди островов где запрещено постоянное поселение после острова Джеймса Бонда. Основной ущерб остаткам коралловых полей наносили именно лодки, а многотысячные толпы методично вытаптывали остатки флоры и распугивали остатки фауны. По данным Национального Парка Хат Ноппарат-Тхара —в провинции Краби, куда относятся острова Пхи-Пхи, бухту Майя посещают в день от 4000 до 5500 человек.
Вытаптывание продолжается несмотря на безумные средства, собираемые с каждого посетителя парка, чья нога сходит на берег составляет 400 батов (около 14 долларов). А вот сам залив Майя Бэй решением главы Национального Парка от февраля 2018 года, с июня по сентябрь будет закрыт для навигации парусных и моторных лодок. Лодки, однако, смогут подходить и высаживать туристов на противоположной бухте Ло Сама, откуда туристы сами смогут по сооруженным мосткам дойти опять же до Майя Бэй. Сделано это скорее из-за того, что в эти месяцы из-за муссонов заход лодок в бухту небезопасен.
По слухам, национальному парку нужно также как-то освоить более 15 миллионов долларов в год, которые рекой текут от сборов посещающих пляж туристов. Таким образом решено также облагородить территорию ведущую к пляжу. Чем это закончится, как говориться, будем посмотреть.
Мефодий Мхиторян, copyright 2018