Хотя повсеместно и считается, что рэп в США привезли обкуренные ямайские ди-джеи, у темпераментных итальянцев есть своя версия на этот счет. В солнечной Италии вам любой несмышленый бамбино уверенно подтвердит, что истинным родоначальником рэпа надлежит называть великого подпружиненного рагаццо Адриано Челентано. Якобы, это он впервые додумался петь на сцене речитативом. Кстати говоря, та памятная рэп-композиция Челентано называлась «Призенкоулинейнсинайнсьюзол», что в переводе на наш с вами язык означает не что иное, как «Эйяфьятлайокудль».
Впрочем, если вы как и я слышали эту челентановскую пародию на американский кантри-рок, вряд ли слова итальянского бамбино покажутся вам убедительными, ибо рэпом в песне «Призенкоулинейнсинайнсьюзол» и не пахнет. Потому что настоящий рэп, вопреки расхожим мнениям и легендам, вырос из лаосских песен «лам», или песен-речитативов, которые в Таиланде повсеместно распространены и известны под именем «лук тхунг».
«Лук тхунг» так же любим в Таиланде, как в России, скажем, шансон, и категории слушателей у этих двух очень разных жанров вокальной музыки похожие: водители такси и автобусов, дальнобойщики, труженики полей, тайские гиды. Тем не менее, стоит отметить, что в «лук тхунг» блатная романтика отсутствует полностью, а замещает ее очень трогательная и местами забавная любовная лирика.
Собственно говоря, называть «лук тхунг» именно тайской музыкой будет большим преувеличением. Поэтому я и не делаю этого. Хрестоматийно классической тайской считаются музыкальные произведения, созданные для сопровождения придворных театральных и танцевальных спектаклей и исполняемые оркестром, который включает в себя ранадек (ксилофон в форме ладьи), ку сау сам сай (скрипки из скорлупы кокосового ореха), китайские барабаны и другие духовые и струнные инструменты.
Тем не менее, если вы ищете именно народной тайской музыки, «лук тхунг» — единственно верное решение. И знаете почему? В каждом произведении «лук тхунг» отражается, точно в капле воды, то, что глазами не увидишь. То, что можно понять только сердцем.
Основным аккомпанирующим инструментом для «лук тхунг» считается пятирегистровый губной тростниковый орган кхен, хотя сейчас у многих звезд «лук тхунга» имеется в кустах вместо рояля пара-тройка небольших орекстров. Главным популяризатором «лук тхунга» в Таиланде считают уроженку Супханбури певицу Пумпуанг Дуангчан, соединившую на сцене песни рисовых полей и современные электронные аранжировки. А вот в настоящее время примадонной «лук тхунга» тайцы зовут неподражаемую Тай Оратай. Вот ее, да еще Пумпуанг Дуангчан, я думаю, и должны благодарить черные парни из Бронкса за идею петь на сцене речитативом. А дорогому Адриано Челентано придется в этом случае скромно обломиться. Или же принародно документально подтвердить свои лаосские корни и спеть парочку песен «лам» на родном, лаосском языке..